Всемирная конференция тренеров по плаванию 2013 года

06.09.2013

Всемирная конференция тренеров по плаванию 2013 года


В эти дни в Новом Орлеане в США проходит очередная ежегодная Всемирная конференция тренеров по плаванию, организатором которой является ASCA – Американская ассоциация тренеров по плаванию. Мастер спорта международного класса, неоднократная чемпионка и рекордсменка России, специалист Комплексной научный группы Светлана Карпеева, присутствующая на этой конференции, рассказала о первом дне работы международного тренерского форума. 

Тренерские курсы повышения квалификации длятся 3-4 дня в зависимости от того, на какие из них регистрируются желающие. В программу входят выступления таких знаменитых тренеров, как Майк Боттом из Мичиганского Университета, Девид Марш – главный тренер клуба «SwimMAC» в Южной Каролине, Грехем Хилл из ЮАР и другие.

Вчера я посетила выступление, которое называлась «Школа физиологии или эффективное планирование тренировочного процесса». Лектором был в прошлом испанский, а теперь американский тренер Серджио Лопез из Bolles School. Одни из последних высококлассных пловцов, которые там тренировались, были Ариана Кукорс, Шон Махоней, Чарли Хоучин, Райан Мёрфи.

Эта школа плавания славится тем, что существует при престижной общеобразовательной школе, в которую поступают учиться дети как из США, так и из других стран. А так же они имеют клуб, где тренируются профессиональные взрослые спортсмены. Базируется школа в городе штате Флорида. Старшая группа насчитывает около 90 человек, с ними работает главный тренер Серджио Лопез и 5 ассистентов.

Выступление началось с того, что нам выдали толстую книгу под названием «Физиология и тренировочный процесс». Серджио кратко пробежался по нескольким главам книги, а потом просто перешел на рассказ о том, как он работает.

В течение всего дня говорилось очень много о том, что тренерская работа – это сочетание науки и искусства. Важно уметь планировать тренировочный процесс, но необходимо быть гибким и не бояться отступать от этого плана в зависимости от состояния спортсменов. План не должен быть идеальным, самое главное – понятным для тренера. Однако обязательным он считает наличие дневника. Нам были представлены несколько планов подготовки некоторых иностранных спортсменов, которые требовали их национальные федерации, и одного из лучших воспитанников Серджио последних лет – спиниста Райана Мёрфи.

Нашему лектору посчастливилось учиться и тренироваться у выдающихся тренеров. Среди них был Джеймс Каунсилмен. Его воспоминания о Каунсилмене говорили нам о том, что это был не просто высококлассный тренер, ученый, но и хороший психолог. Так Каунсилмена когда-то спросили, что если взять равные по силам команды и отдать тренироваться физиологу, биомеханику, диетологу, специалисту по технике или психологу, какая из них выиграет. На что он уверенно ответил: «Всегда будет выигрывать команда, в которой тренер-психолог». И в очередной раз из уст Серджио звучало то, что дети должны быть не спортсменами в первую очередь, а детьми. Нельзя упускать то, что они не смогут делать в старшем возрасте – элемент игры, не только в плавании, но и в жизни. Если вы желаете своим ученикам спортивного долголетия, не стоит слишком рано заострять их внимание на том, что им нужно выигрывать какие-то медали или узко специализироваться в одном способе. Безусловно, задача тренера – мотивировать, вызывать интерес к нашему виду спорта, но ни в коем случае не форсировать значимость того, чего юные спортсмены порой добиваются достаточно рано.

Сезон в Bolles Shool может показаться слегка необычным для нас – с марта по февраль. Это обусловлено тем, что большая часть спортсменов участвует и готовится именно к соревнованиям среди общеобразовательных школ. Но так же тренеру приходится составлять индивидуальные планы для спортсменов национального уровня и иностранцев. Порой на лето он пишет 5 различных вариантов «подводки» для своей группы, в зависимости от того, какому спортсмену на каком старте нужно выйти на пик сезона.

Основными тренерскими положениями Серджио являются: ты должен готовить спортсмена к тому, чтобы он мог выступать на высоком уровне 5-6 лет после окончания школы; вся подготовка базируется на ориентировании на дистанцию 200 метров. Это не всегда значит плавать большой километраж. Развитие спринтерских качеств в основном происходит на суше, где спортсмены выполняют очень много упражнений на развитие в первую очередь быстроты, ведь быстрые мышечные волокна надо постоянно стимулировать. И даже в работе по развитию силовой выносливости все движения выполняются резко и на скорости. Не смотря на то, что все спортсмены школы плавают 200 м тем или иным способом, люди с врожденными спринтерскими качествами сполна имеют возможность их проявить на дистанции 50 метров, поскольку у них нет больших объемов компенсаторного плавания на низких скоростях и благодаря грамотной тренировочной программе на суше. Это не значит, что пловцы Bolles School мало работают. За три часа тренировки они успевают сделать 8-9 километров в зависимости от периода подготовки, но с достаточно высокой интенсивностью.

Недельный цикл для школьников включает 9 тренировок: 5 раз – вечерняя тренировка преимущественно на воде, длительностью три часа, плюс 4 раза – утренняя тренировка с упором на зал и небольшой продолжительностью работы в воде либо круговая тренировка с комбинированием суши и плавания – два часа. Взрослые спортсмены тренируются один раз в день – вечером в будние дни и утром в субботу, воскресенье – выходной день для всех.

Существенное внимание Лопез уделяет формированию командного духа в своей группе. Для этого он периодически дает детям работать в парах на технику в воде или совместно делать упражнения на суше. Немаловажную роль играют все тренеры клуба. Каждый тренер должен верить в каждого ученика. Между тренерами одной команды нет никакой конкуренции, хотя один может отвечать за группу спринтеров, другой – за средневиков, третий – за стайеров. Все делают одно общее дело, основанное на обоюдной вере между учениками и тренерами. «Сидячих» тренеров в Bolles School просто нет, все активно участвуют в тренировке, подбадривая пловцов. Серджио говорил о том, что задание – это как способ общения между тренером и спортсменом. Нет смысла много рассуждать на суше, его послание для тебя – задание, которое он дал, а твой ответ – то, как ты его выполнил. Так и происходит своеобразный диалог. Интерес в том, что никогда не знаешь, что тренер сегодня «расскажет», но и ему в свою очередь интересно, какой ответ сможешь дать ты. Таким образом, вместе с учеником растет и тренер, постоянно получая почву для размышления и выдумывания новых «рассказов».

Это лишь часть того, что мне удалось сегодня передать с конференции. Если вам уже стало интересно, как Райн Мёрфи стал призером чемпионата мира по короткой воде 2012 г. в возрасте 17 лет, а Салеб Дрессел неделю назад выиграл Первенство мира в Дубаи на дистанции 100 м вольным стилем, можете просмотреть работу Bolles School в зале на сайте: www.youtube.com, набрав в строке поиска «Dry-land Training Sets Bolles School». Примеры тренировочных планов и самих заданий в воде будут доступны вам несколько позже.

Рассылка ВФП

Будьте в курсе последних новостей нашего сайта!

Важная информация
04.12.2017

Утвержденный календарь спортивных мероприятий на 2018 год

Подробнее

09.10.2017

С 01.01.2018 в силу вступает новая редакция Запрещенного списка ВАДА

Перейти к списку

07.10.2017

Критерии отбора и формирования сборной команды России для участия в чемпионате Европы по плаванию (25м)

Подробнее

30.05.2017

Новая редакция Положения «О коллегии судей Всероссийской федерации плавания»

Подробнее

07.02.2017

Квалификационная система отбора пловцов на III летние юношеские Олимпийские игры 2018 

Подробнее

05.12.2016

Министерство спорта РФ утвердило новые правила по виду спорта "плавание"

Подробнее